МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НЕДОСТАТКАМИ

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №26"

652888,

Кемеровская область, 

г.Междуреченск,

ул.Пушкина, 30 

тел.(38475)3-24-33

e-mail:school26ms-k@yandex.ru

              

Методические рекомендации родителям младших школьников с речевыми  недостатками

 

 

 

Уважаемые родители!

 

 Специальные логопедические занятия помогут формированию и коррекции у ребенка

-звуковой стороны речи;

- ее грамматического строя;

-обогащению словарного запаса;

- развитию связной речи;

- навыков письма и чтения.

  Ваш ребенок научится объяснять и рассуждать, описывать предметы и явления, составлять сюжетный рассказ по картинке или серии картинок.

Специальные логопедические занятия не только развивают у ребенка интерес к слову и его точному, правильному употреблению, но помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, воображение.

Учитель-логопед  поможет Вам правильно организовать эту деятельность. В его задачи входит показать индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка и наметить перспективный план преодоления имеющихся проблем в развитии.

Для установления режима систематического, планомерного выполнения домашних заданий и привлечения к ним родителей заводится тетрадь домашних заданий, в которой весь речевой материал распределяется по направлениям:

— развитие (формирование) артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук;

— воспитание произносительных навыков;

— развитие просодики речи;

— развитие звукового анализа и синтеза;

— обучение грамоте, формирование навыка чтения, развитие графических навыков; обучение письму;

— формирование активного и пассивного словаря;

— формирование лексико-грамматических категорий языка;

— развитие психологической базы речи. 

 

Уважаемые родители!

Результат всегда будет зависит от вашего активного участия в закреплении полученных знаний и умений.

 Решение речевых проблем требует и Вашего желания и знания      элементарных принципов любого обучения.

 

 Правила проведения занятий

 

Для того  чтобы ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их проведении.

· Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.

· Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).

· Занятия должны проводиться 2-3 раза в день.

· Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.

· Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.

· Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.

· Не употребляйте слово «неправильно», хвалите даже за незначительные успехи.

· Разговаривайте с  ребенком четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.

 · Не бойтесь экспериментировать.

· Помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

 

Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать  ребенку.

Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.

Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело.  Даже если результат не будет виден сразу, вы добьетесь успехов, а количество обязательно перейдет в качество!

 

Удачи Вам и терпения!

 

 

 

Нарушения чтения

 

В современной специальной литературе для обозначения нарушений чтения используются в основном термины: алексия  и дислексия.

Определить наличие нарушений чтения возможно. Есть специфические ошибки, регулярное проявление которых должно вас насторожить.  

Тревожные признаки, которые указывают на необходимость консультации учителя -  логопеда:

-     пропускает звуки;

-     добавляет ненужные;

-     искажает значение слов;

-     смешивает буквы сходные по начертанию;

-     переставляет буквы местами;

-     пропускает начальные слоги слов;

-     путает различия парных звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих;

-     путает при чтении мягкие и твердые согласные;

-     допускает ошибки связанные с нарушением произношения звуков;

-     низкая скорость чтения;

-     не понимает прочитанное.

  

   Многие  дети, которые начинают учиться читать, делают ошибки, но они наблюдаются у них недолго, довольно быстро исчезают.  У детей же страдающих дислексией, эти ошибки сохраняются  продолжительное время, месяцы и даже годы и носят стойкий характер.

 

Нарушения письма

 

·        Для нарушения процесса письма используют термин дисграфия.

·        Дисграфия является достаточно распространенным дефектом, который встречается у учащихся начальной школы и приводит, как правило, к стойким трудностям обучения.

 ·        При дисграфии дети с трудом овладевают письмом. Их письменные работы содержат большое количество различных ошибок.

 ·        Вовремя заметить наличие этих специфических ошибок и обратиться за консультацией  к логопеду Вам помогут следующие рекомендации.

 Тревожные признаки, которые указывают на необходимость консультации  специалиста.

 I. Ошибки звукового состава

 1. Замены согласных.

 2. Замены гласных.

 3. Пропуски согласных.

 4. Пропуски слогов и частей слова.

 5. Перестановки.

 6. Добавления.

 7. Раздельное написание частей слова.

 8. Пропуски гласных.

 

   II. Лексико-грамматические ошибки

 1. Нарушения согласования

 2. Нарушения управления.

 3. Замена слов по звуковому сходству.

 4. Замена по семантическому сходству.

 5. Пропуски слов.

 6. Слитное написание слов.

 

      III. Графические ошибки

 

1. Замена букв по количеству элементов.

 2. Замена букв по пространственному расположению.

 3. Зрительное письмо букв.

 4. Общее искажение букв.

 

IV. Ошибки на правила правописания

 

1. Правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

 2. Большая буква в начале предложения, в именах и кличках животных.

 3. Правописание мягких согласных.

 4. Правописание безударных гласных в корне слова и. т.д., в этот пункт включаются все правила, которые изучал ребенок.

 

V. Ошибки на правила правописания, не пройденные в классе.

 

 1. Если перечисленные ошибки носят  повторяющийся характер (искажения и замены букв; искажения звуко-слоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме и. т. д.), то Вам следует обратиться за помощью к логопеду.

  Ошибки письма могут по причине утомляемости, отвлекаемости. Но эти ошибки не будут типичными, характерными, повторяющимися, а будут носить случайный характер.

 

 2.  Многие  дети, которые начинают учиться писать, делают ошибки, но они носят временный характер и со временем исчезают.  У детей же страдающих дисграфией, эти ошибки сохраняются  продолжительное время, месяцы и даже годы и носят стойкий характер. 

Дата последнего обновления страницы 10.12.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения